понедельник, 26 сентября 2011 г.

Тема от мелисса

<div><a href="javascript://" class="splLink"><font size=1>Скрытый текст...</font></a><div class="splCont">Карамзин на новомодном планшете&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <br /><br /><br />Классика как реакция на постоянные обновления<br /><br />Современный мир быстро обновляется. Обновляются бытовые приборы, телевизоры, мода и компьютеры. Обновляются телефоны, компьютерные программы, новости и гаджеты. Мы все включены в этот процесс — когда жмем кнопку «обновить» на компьютере, когда смотрим новую коллекцию предпочитаемого бренда, когда ждем начала продаж нового планшета. Поддерживает нас в этой охоте за обновлениями даже руководство страны — демонстрацией то новинки от Apple, то флагманской модели цифрового фотоаппарата.<br /><br />Конечно, критик культуры заметит, что все дело в современном обществе потребления. Мы жертвы рекламы и стремления производителей постоянно обновлять рынок. И будет, конечно, прав. Но не до конца. Потому что постоянный процесс обновления — сама суть модерновой, современной культуры.<br /><br />Быть современным — значит не быть устаревшим, вчерашним. Даже актуальные консерваторы мечтают осчастливить нас новоизобретенной традицией. Обновление — внутренний императив современности. Всю свою легитимность и сущность она полагает в обновленном будущем, за которым мы гонимся, как тот осел Ходжи Насреддина за привязанной перед носом морковкой. Этот мотив пропитывает всё — от экономики до политики. И то и другое предполагает возможность обновления, основанного, в свою очередь, на возможности выбора. Если выбора нет, то и обновления не предвидится. А это фатально для любой современной системы.<br /><br />По этой причине недолговечен любой застой. Не потому, что при нем плохо, а потому, что нет выбора и, следовательно, обновления. Это касается не только наших реалий. Например, из этой перспективы легко объяснить, почему экономический либерализм так легко перехватил в свое время инициативу у сторонников социального государства. Чем плохи, казалось бы, социальные блага: вот тебе гарантированное пособие, вот отпуск с гарантированным пансионатом? Так нет же, невыносимо всё это для современного человека — он готов рисковать гарантированным, но безальтернативным существованием, чтобы иметь возможность выбора и обновления.<br /><br />Есть в этом и определенный религиозный подтекст: в секуляризованном обществе человек не чает «новой жизни» в иной реальности, шансы на нее могут быть даны только в посюстороннем мире. А значит, всё напряжение прежней религиозности уходит в чаяние тех самых «перемен», которых «требуют наши сердца». Всякая обновка — некое подобие переживания райской жизни, которая растворилась в посюсторонней реальности.<br /><br />Вот и устремляется современный светский горожанин в новые храмы — дворцы потребления, — чтобы вкусить переживание обновления, доводящее его до экстатической дрожи и катарсиса после долгих колебаний потребительского выбора. Именно за эти мгновения он готов расплачиваться годами каторжной карьеры и офисного прозябания. И этот же мотив обновления толкает людей на перемену мест и стран, всего своего образа жизни.<br /><br />Таков осевой стержень современности. Но было бы близоруко видеть в ней только этот мотив. Не менее мощным является и обратное движение — подводное течение, которое неизменно сопровождает пестроту постоянно меняющейся поверхности. С неодолимой силой современный человек стремится найти точку покоя и преемственности в бурном калейдоскопе обновлений. И эта точка может принимать самые разные формы. От старой домашней залатанной кофты или приверженности к классической музыке до чаяния нового Ивана Грозного или желания прильнуть к какой-нибудь древней языческой традиции.<br /><br />Отсюда огромный выбор ретротоваров: от «вкуса, знакомого с детства» до разного рода идеологий и политических программ. Но это, конечно, крайности, хотя иногда их значение рискованно возрастает. В основном же сумасшедший темп обновления компенсируют история и культура. Мы покупаем новые телевизоры, но смотрим на них старые фильмы. На электронные ридеры сразу закачиваются все те же классические книги, которые и без того давно стоят на полках. Испытывающий постоянное давление обновлений настоящий горожанин всегда будет выступать за сохранение архитектурных памятников. Ведь именно они формируют для него тихую визуальную гавань в бурлящем потоке городских перемен. Чем быстрее обновляется мир, тем быстрее мы создаем новые музеи и тем выше ценим старые. Книжные полки магазинов переполнены исторической литературой: исторический интерес также придает нам своеобразную устойчивость в обновляющемся мире. И чем быстрее обновляются новости, тем выше мы ценим разного рода классику.<br /><br />Идиллическую картину примирения этих двух тенденций современности — обновления и исторической консервации — дает, пожалуй, образ человека, читающего Карамзина на своем новомодном планшете. К сожалению, эта гармония хрупка и ничем не гарантированна.<br /><br />Виталий Куренной<br />профессор, <br />заведующий отделением культурологии НИУ-ВШЭ,<br /> научный редактор журнала «Логос»<br /><br />19.09.2011</div></div><br /><br />Уже несколько дней обдумываю этот абзац - в этом ли причина и объяснение?<br /><br />"По этой причине недолговечен любой застой. Не потому, что при нем плохо, а потому, что нет выбора и, следовательно, обновления. Это касается не только наших реалий. Например, из этой перспективы легко объяснить, почему экономический либерализм так легко перехватил в свое время инициативу у сторонников социального государства. Чем плохи, казалось бы, социальные блага: вот тебе гарантированное пособие, вот отпуск с гарантированным пансионатом? Так нет же, невыносимо всё это для современного человека — он готов рисковать гарантированным, но безальтернативным существованием, чтобы иметь возможность выбора и обновления."<br /><br /><br />Отсюда: <a href="http://forum.n-sk.info/go.php?to=http://www.novayagazeta.ru/data/2011/104/17.html" target=_blank title="Открыть ссылку в новом окне" alt="Открыть ссылку в новом окне">http://www.novayagazeta.ru/data/2011/104/17.html</a><br><br>Обсуждение на Новокуйбышевском форуме: http://forum.n-sk.info/?id=7227 А также, сайт Новокуйбышевска: http://www.n-sk.info/ Блоги: http://blog.n-sk.info/ Реклама: http://partner.n-sk.info/

Комментариев нет:

Отправить комментарий